Манифест бескультурья.
Вообще-то эта рубрика первоначально должна была называться "Егор Летов и
мировая культура" по образцу таких академических изданий как "Достоевский и
мировая культура" и ему подобных. Однако академизм как-то не сочетается с
духом "Гражданской Обороны", да и время вешать над камином портрет Летова в
золотой рамке, слава Богу, ещ╠ не пришло. Поэтому и в названии мы позволили
себе вместо академизма некоторую "ржавчину анархизма". В конце концов, жизнь
полна парадоксов, и то, что вчера считалось хулиганством и бескультурьем,
занимает сегодня поч╠тное место в истории мировой культуры.
Взять хотя бы народные сказки, которые своей грубостью и непристойностью
приводили когда-то в ужас изящную салонную публику (если вообще доходили до
е╠ ушей), пока какому-то университетскому профессору не пришла в голову идея
пройтись по деревням с блокнотом в руках и, записав услышанное, назвать вс╠
это модным словечком "фольклор". С тех пор никому и в голову не приходило
оспаривать принадлежность этого самого фольклора к академическому
литературному канону. Зато тот же самый, некогда прогресси вный профессор
или его старательные ученики и последователи брезгливо морщатся сегодня при
одном упоминании, например, таких явлений как панк-рок или поэзия на
заборах, восклицая: "Мы - люди культурные. Оградите нас от этого
бескультурья!", забывая при этом, что культура, которую они
"приватизировали" теперь в стенах университетов, сама вышла когда-то из недр
бескультурья. Так не лучше ли сразу назвать "бескультурьем" всю так
называемую классическую культурную традицию вместе с ещ╠ пока находящимися
нес колько в стороне от не╠ феноменами, положив таким образом конец
непониманию между высокомерно отстаивающей свою эстетическую
неприкосновенность интеллигенцией, с одной стороны, и давно наплевавшим на
не╠ народом - с другой?
Итак, после того, как мы ввели глобальное понятие "бескультурье",
объединяющую в себе как культуру, так и контр-культуру, можно, избавившись
от всякого рода предубеждений, приступить к интерпретации творчества Егора
Летова в сравнении с другими явлениями мирового бескультурья всех врем╠н и
народов.
Катя Васильева
|