Ч╠рный Лукич (краткая история)
В начале 1986 года Вадим Кузьмин (будущий ``Ч╠рный Лукич'') работал
инженером на новосибирском заводе ``Сибсельмаш'', выпускающем снаряды, а его
институтский приятель Роник Вахидов - на заводе им.Чкалова, выпускающем
самолеты. Они и стали организаторами группы ``Спинки мента''. Затем к ним
присоединились Дюпре на бас гитару и Андрей Буданов на барабанах. Группа
сделала программу, но до записи дело никак не доходило. Вместе с группами
``Бомж'' и ``Путти'', ``Спинки Мента'' входили во фракцию панк-рока
новосибирского рок-клуба, президентом которого в то время был Валерий
Мурзин. Но в отличие от прочих групп у них ничего кроме энтузиазма и
огромного желания играть не было - ни инструментов, ни репетиционной точки.
Играли в основном по квартирам друзей.
``Ребята из группы ``Бомж'', - вспоминает Дима, - рассказали, что в Омске
есть наши братья... Такой Егор Летов, который поет песню: ``Старый дедушка
тихо плачет...''. Потом оказалось, что это песня не Летова, а Кузи Уо. Ну в
общем так или иначе мы о них узнали.'' Весной 1987 года на первый
Новосибирский рок-фестиваль прибыла шумная компания омичей - Эжен и Бэбик
Лищенко (группа ``Пик-Клаксон'') с проектом ``Адольф Гитлер''. Кроме братьев
Лищенко в нем принимали участие Егор Летов в качестве барабанщика и
вокалиста и Олег Судаков в роли менеджера. Именно на этом фестивале к Олегу
пристало имя Манагер. Омичи произвели впечатление людей очень энергичных.
Они уже успели выпустить несколько альбомов. А в Новосибирске обстановка
была вялая: несмотря на существование групп ничего не воплощалось. Сразу
после фестиваля Дима Кузьмин, Янка Дягилева, Ирка Летяева, Костя Рублев,
Женя Данилов и другие новосибирцы поехали в Омск. На квартире братьев
Лищенко они записали акустику, попели там-сям и разъехалась по домам. Через
некоторое время Дима вместе с Мишей Поздняковым снова посетили Омск и
пытались организовать у Егора группу ``Комитет Государственной Опасности'',
но в статусе этой группы им удалось записать всего одну песню.
Вскоре после поездки в Омск Диме из-за семейных неурядиц пришлось покинуть
родительский очаг и отправиться путешествовать по стране. Он поехал в
Москву, потом стопом в Питер, Таллинн, Ригу пожил на Гауе, а затем решил
наведаться в Крым на Семфиропольский фестиваль. Там он встретил Егора,
который предложил записать у него в Омске все песни, накопившиеся за это
время, включая самые ранние.
В результате трехдневного ураганного творчества в 1988 году на свет
появилось три альбома. Их в полной мере характеризует высказывание Е.Летова:
``...это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и необозримого,
безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии,
наивного, незамысловатого панка и просто - хороших песенок.'' Альбом старых
песен ``Эрекция лейтенанта Киреева'' вышел под маркой ``Спинок мента'', а
два дальнейших - ``Кучи в ночи'' и ``Кончились патроны'' - уже под ``Ч╠рным
Лукич╠м''. В одном из интервью Дима рассказал, как появилось это название:
``Сначала была песня про Ч╠рного Лукича'' - ``Мы из Кронштадта''. Тогда мы
писались с Егором и Кузей Уо как одна группа и порешили, что ``Спинки
мента'' не шибко серьезное название, надо его как-то осерьезнить.''
Казалось, группу ждет большое сотрудничество, но их пути разошлись.
Лукич удалился в Юргу и сочинял песни. Он работал старшим лаборантом в
машиностроительном техникуме и создал там группу ``Передний край'', в
которой активного участия не принимал, а только помогал с аранжировками. В
Юргу к нему приехал Дима Селиванов, в Новосибирске человек очень известный.
В 1984 году он был одним из основателей группы ``Калинов мост'', в 1985 -
участвовал в создании группы ``Путти''. Лукич и Селиванов решили сделать
совместную группу. Осенью 1988 года Селиванов собрал команду ``Промышленная
Архитектура''. Лукич вместе с Селивановым делали для нее тексты и
параллельно у него существовало несколько проектов. 22 апреля 1989 года Димы
Селиванова не стало. Через два месяца Лукич предложил себя ``Промышленной
архитектуре'' в качестве гитариста. Бывшая ``Промышленная архитектура'' в
составе Димы Кузьмина, Олега Чеховского, Евгения Скуковский и Рената
Вахидова решила делать свои вещи и поменяла название на ``Мужской танец''.
Под этим именем они записали три альбома. Концертов не давали, а были чисто
студийным коллективом. В 1990 году по итогам опроса новосибирского радио
``Мужской танец'' признали лучшей командой Новосибирска.
В 1991 году на новосибирской ``Интернеделе'' Андрей Бурлака предложил
``Мужскому танцу'' выпустить пластинку на ленинградском филиале фигмы
``Мелодия''. Дело зашло давольно далеко, были подготовленны запись и
обложка, предполагаемая пластинка уже имела индекс в каталоге ``Мелодии'',
но начались финансовые проблемы. Пластинка так и не вышла. У музыкантов
наступило разочарование и группа распалась. Дима остался один и пытался
записываться в аккустике.
Пути Е.Летова и Черного Лукича вновь пересеклись осенью 1994 года. Возник
проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома ``Они
сражались за Родину'', куда должны были войти песни Летова, Манагера, Ромыча
Неумоева и Черного Лукича. Но и этому проекту, так же из-за финансовых
трудностей, не суждено было воплотиться в жизнь. Летов предложил включить в
новый альбом ``Гражданской Обороны'' несколько песен Лукича. Причем часть из
них должен был петь Егор, а часть сам Лукич. Но потом было решено, поскольку
это все-таки альбом ``ГО'', оставить только песни в исполнении Летова.
(Песня ``Мы идем в тишине'' под названием ``Далеко бежит дорога (впереди
веселья много)'' вошла в альбом ГО ``Солнцеворот'', а ``В Ленинских Горах''
- в альбом ``ГО'' ``Невыносимая легкость бытия'').
В конце декабря на ``Русском прорыве'' (совместные концерты ``Гражданской
Обороны'', ``Инструкции по выживанию'' и ``Родины'') Лукич тесно общается с
тюменскими музыкантами - Игорем Жевтуном, Аркашей Кузнецовым, Сашей
Андрюшкиным и Женей Кокориным. Они решают записываться вместе. В феврале
1995 года Лукич с Олегом Манагером приезжает в Тюмень, где записывает альбом
``Ледяные каблуки'', в который вошли совсем новые песни (``Проданная
девушка'', ``Суровая нить'') и уже общепризнанные хиты (``Вечная страна'',
``Кончились патроны''). Несмотря на большое желание работать с тюменскими
музыкантами, Дима понимает, что ему необходимо собирать собственную команду.
По возвращении в Новосибирск он записывает сразу два альбома: ``Будет весело
и страшно'' и ``Девочка и рысь''. ``Будет весело и страшно'' почти полностью
дублирует ``Ледяные каблуки'', но песни исполняются в акустическом варианте.
Работать над альбомом ``Девочка и рысь'' Диме помогал Евгений Каргополов. По
его словам это альбом внутренних личных песен. На кассете стоит пометка:
``Группа ``Ч╠рный Лукич'' входит в объединение независимых музыкантов
``Тихий театр'' (г.Новосибирск) и является частью движения ``Планетарное
искусство: место действия - Сибирь''.
В 1996 году группа в составе Димы Кузьмина и Евгения Каргополова начинает
концертную деятельность. Они выступают в клубах и даже на квартирах. С
одного киевского квартирника, который состоялся в марте 1996 года была
выпущена кассета ``Дорога жизни''. ``Ч╠рный Лукич'' принимает участие в
летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании президента РФ. В
Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за коммунистов. А осенью
выступает на фестивале в Горноалтайске.
В 1997 году Дима собирает новый состав - ``Черный Лукич'' и группа
``Тайга''. Эта команда дебютировала в ноябре 1997 года на концерте,
посвященном памяти трагически погибшего тюменского музыканта Дмитрия
Колоколова, который состоялся в Новосибирске.
Элла Кацмельбоген
-- наверх --
|