Неофициальный сайт группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБРОНА
Ч╠рный Лукич (краткая история)

В начале 1986 года Вадим Кузьмин (будущий ``Ч╠рный Лукич'') работал инженером на новосибирском заводе ``Сибсельмаш'', выпускающем снаряды, а его институтский приятель Роник Вахидов - на заводе им.Чкалова, выпускающем самолеты. Они и стали организаторами группы ``Спинки мента''. Затем к ним присоединились Дюпре на бас гитару и Андрей Буданов на барабанах. Группа сделала программу, но до записи дело никак не доходило. Вместе с группами ``Бомж'' и ``Путти'', ``Спинки Мента'' входили во фракцию панк-рока новосибирского рок-клуба, президентом которого в то время был Валерий Мурзин. Но в отличие от прочих групп у них ничего кроме энтузиазма и огромного желания играть не было - ни инструментов, ни репетиционной точки. Играли в основном по квартирам друзей.

``Ребята из группы ``Бомж'', - вспоминает Дима, - рассказали, что в Омске есть наши братья... Такой Егор Летов, который поет песню: ``Старый дедушка тихо плачет...''. Потом оказалось, что это песня не Летова, а Кузи Уо. Ну в общем так или иначе мы о них узнали.'' Весной 1987 года на первый Новосибирский рок-фестиваль прибыла шумная компания омичей - Эжен и Бэбик Лищенко (группа ``Пик-Клаксон'') с проектом ``Адольф Гитлер''. Кроме братьев Лищенко в нем принимали участие Егор Летов в качестве барабанщика и вокалиста и Олег Судаков в роли менеджера. Именно на этом фестивале к Олегу пристало имя Манагер. Омичи произвели впечатление людей очень энергичных. Они уже успели выпустить несколько альбомов. А в Новосибирске обстановка была вялая: несмотря на существование групп ничего не воплощалось. Сразу после фестиваля Дима Кузьмин, Янка Дягилева, Ирка Летяева, Костя Рублев, Женя Данилов и другие новосибирцы поехали в Омск. На квартире братьев Лищенко они записали акустику, попели там-сям и разъехалась по домам. Через некоторое время Дима вместе с Мишей Поздняковым снова посетили Омск и пытались организовать у Егора группу ``Комитет Государственной Опасности'', но в статусе этой группы им удалось записать всего одну песню.

Вскоре после поездки в Омск Диме из-за семейных неурядиц пришлось покинуть родительский очаг и отправиться путешествовать по стране. Он поехал в Москву, потом стопом в Питер, Таллинн, Ригу пожил на Гауе, а затем решил наведаться в Крым на Семфиропольский фестиваль. Там он встретил Егора, который предложил записать у него в Омске все песни, накопившиеся за это время, включая самые ранние.

В результате трехдневного ураганного творчества в 1988 году на свет появилось три альбома. Их в полной мере характеризует высказывание Е.Летова: ``...это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто - хороших песенок.'' Альбом старых песен ``Эрекция лейтенанта Киреева'' вышел под маркой ``Спинок мента'', а два дальнейших - ``Кучи в ночи'' и ``Кончились патроны'' - уже под ``Ч╠рным Лукич╠м''. В одном из интервью Дима рассказал, как появилось это название: ``Сначала была песня про Ч╠рного Лукича'' - ``Мы из Кронштадта''. Тогда мы писались с Егором и Кузей Уо как одна группа и порешили, что ``Спинки мента'' не шибко серьезное название, надо его как-то осерьезнить.'' Казалось, группу ждет большое сотрудничество, но их пути разошлись.

Лукич удалился в Юргу и сочинял песни. Он работал старшим лаборантом в машиностроительном техникуме и создал там группу ``Передний край'', в которой активного участия не принимал, а только помогал с аранжировками. В Юргу к нему приехал Дима Селиванов, в Новосибирске человек очень известный. В 1984 году он был одним из основателей группы ``Калинов мост'', в 1985 - участвовал в создании группы ``Путти''. Лукич и Селиванов решили сделать совместную группу. Осенью 1988 года Селиванов собрал команду ``Промышленная Архитектура''. Лукич вместе с Селивановым делали для нее тексты и параллельно у него существовало несколько проектов. 22 апреля 1989 года Димы Селиванова не стало. Через два месяца Лукич предложил себя ``Промышленной архитектуре'' в качестве гитариста. Бывшая ``Промышленная архитектура'' в составе Димы Кузьмина, Олега Чеховского, Евгения Скуковский и Рената Вахидова решила делать свои вещи и поменяла название на ``Мужской танец''. Под этим именем они записали три альбома. Концертов не давали, а были чисто студийным коллективом. В 1990 году по итогам опроса новосибирского радио ``Мужской танец'' признали лучшей командой Новосибирска.

В 1991 году на новосибирской ``Интернеделе'' Андрей Бурлака предложил ``Мужскому танцу'' выпустить пластинку на ленинградском филиале фигмы ``Мелодия''. Дело зашло давольно далеко, были подготовленны запись и обложка, предполагаемая пластинка уже имела индекс в каталоге ``Мелодии'', но начались финансовые проблемы. Пластинка так и не вышла. У музыкантов наступило разочарование и группа распалась. Дима остался один и пытался записываться в аккустике.

Пути Е.Летова и Черного Лукича вновь пересеклись осенью 1994 года. Возник проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома ``Они сражались за Родину'', куда должны были войти песни Летова, Манагера, Ромыча Неумоева и Черного Лукича. Но и этому проекту, так же из-за финансовых трудностей, не суждено было воплотиться в жизнь. Летов предложил включить в новый альбом ``Гражданской Обороны'' несколько песен Лукича. Причем часть из них должен был петь Егор, а часть сам Лукич. Но потом было решено, поскольку это все-таки альбом ``ГО'', оставить только песни в исполнении Летова. (Песня ``Мы идем в тишине'' под названием ``Далеко бежит дорога (впереди веселья много)'' вошла в альбом ГО ``Солнцеворот'', а ``В Ленинских Горах'' - в альбом ``ГО'' ``Невыносимая легкость бытия'').

В конце декабря на ``Русском прорыве'' (совместные концерты ``Гражданской Обороны'', ``Инструкции по выживанию'' и ``Родины'') Лукич тесно общается с тюменскими музыкантами - Игорем Жевтуном, Аркашей Кузнецовым, Сашей Андрюшкиным и Женей Кокориным. Они решают записываться вместе. В феврале 1995 года Лукич с Олегом Манагером приезжает в Тюмень, где записывает альбом ``Ледяные каблуки'', в который вошли совсем новые песни (``Проданная девушка'', ``Суровая нить'') и уже общепризнанные хиты (``Вечная страна'', ``Кончились патроны''). Несмотря на большое желание работать с тюменскими музыкантами, Дима понимает, что ему необходимо собирать собственную команду.

По возвращении в Новосибирск он записывает сразу два альбома: ``Будет весело и страшно'' и ``Девочка и рысь''. ``Будет весело и страшно'' почти полностью дублирует ``Ледяные каблуки'', но песни исполняются в акустическом варианте. Работать над альбомом ``Девочка и рысь'' Диме помогал Евгений Каргополов. По его словам это альбом внутренних личных песен. На кассете стоит пометка: ``Группа ``Ч╠рный Лукич'' входит в объединение независимых музыкантов ``Тихий театр'' (г.Новосибирск) и является частью движения ``Планетарное искусство: место действия - Сибирь''.

В 1996 году группа в составе Димы Кузьмина и Евгения Каргополова начинает концертную деятельность. Они выступают в клубах и даже на квартирах. С одного киевского квартирника, который состоялся в марте 1996 года была выпущена кассета ``Дорога жизни''. ``Ч╠рный Лукич'' принимает участие в летних концертах, приуроченных к предвыборной кампании президента РФ. В Москве, Питере, Твери и Саратове они агитируют за коммунистов. А осенью выступает на фестивале в Горноалтайске.

В 1997 году Дима собирает новый состав - ``Черный Лукич'' и группа ``Тайга''. Эта команда дебютировала в ноябре 1997 года на концерте, посвященном памяти трагически погибшего тюменского музыканта Дмитрия Колоколова, который состоялся в Новосибирске.

Элла Кацмельбоген

-- наверх --