Гражданская Оборона (краткая история)
Игорь Летов с самого детства слушал много хорошей музыки, которой его
снабжал старший брат Сергей, и читал много умных книжек, т. е. наполнял себя
чужой информацией. В 16 лет он решил собрать свою группу и начал писать
тексты.
Летом 1982 года возникла группа ``Посев'' в составе: Андрей ``Босс'' Бабенко
(гитара), Александр ``Алекс'' Иванов (гитара), Евгений ``Дабл'' Деев (бас),
Игорь ``Егор'' Летов (ударные, вокал). ``Это было самым эпатажным названием,
которое можно было придумать в то время. Мы еще не слышали тогда панк-рока;
такого понятия в нашей среде еще не было, но когда мы начали играть, то
оказалось, что это и есть истинный ``гаражный панк''. В чисто выраженном
виде, ультра-панк.''* Группа делала рабочие записи своих репетиций, которые
позже получили хождения как альбомы: ``Реггей-панк-рок-н-ролл'', ``Дождь в
Казарме'', ``Сказки Старого Юнги'' и ``Музыка Любви''.
В ноябре 1984 года группа меняет свой состав и название. Состав: Егор Летов
- вокал, барабаны, Босс Бабенко - гитара и Константин Рябинов ``Кузя УО'' -
бас-гитара. Официальным днем основания ``Гражданской Обороны'' считается 8
ноября 1994 года. ``Мы перебирали кучу самых эпатажный названий, считая,
что, сейчас работает только то, что ``через край'', что носит самый
радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по случайности
висел на стене плакат с надписью ``Гражданская Оборона''. Вот я и предложил
в некий момент это название. Все тут же заорали, захлопали. ...оно отражает
суть того, чем мы являемся до сих пор.'' *
С самого первого дня основания ГО была сделана ставка на изготовление и
распространение магнитно-ленточных альбомов, резонно решив, что концерты им
в ближайшее время не светят. Группа записывает альбомы: ``Душевные песни
(История Омского Панка ╪ 1)'', ``Кто ищет смысл (История Омского Панка ╪
2)'', ``Поносные звучания'' и ``Гражданская Оборона''. Но официальная
дискография начинается с записанных в 1985 году ``Поганой молодежи'' и
``Оптимизма''. Группа выступала либо дома, либо в подвалах Омска.
Но однажды услышав записи ГО мать Босса, будучи партийным деятелем, пошла в
КГБ и сказала: ``Товарищи, мой сын втянут в антисоветскую организацию''. На
заводе, где Егор работал художником им стал интересоваться первый отдел. В
ноябре 85 всех повязали и стали шить глобальное дело по поводу антисоветской
организации, террористического акта и т.д. Им хотели вменить в вину,
подготовку к взрыву нефтекомбината. Кузю Уо в течении одного дня забрали в
армию и отправили на Байконур. У Егора нашли самиздатовские книги и стали
угрожать, что если он не расскажет откуда эти книги, ему начнут вкалывать
так называемые правдогонные средства. И он в состоянии невменяемости все
расскажет. После этого дело повернут так, что он стукач. После этого Егор
решил покончить с собой, написал записку: ``Кончаю с собой под давлением
майора Мешкова Владимира Васильевича и т.д.'' Но каким-то образом это его
намерение становится известным. Дело приостанавливают, а Летова отправили в
дурдом, где он провел около трех месяцев. Там к нему было ``особое''
отношение. ``В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен
творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день
ко мне приходил ``Манагер'' Олег Судаков, которому я передавал через решетку
все, что написал... Когда я до конца понял, что смерть рядом... во мне
произошло некоторое расслоение. Я понял, что мое ``Я'' - это не сознание,
это нечто большее. Я увидел в некоторый момент свое тело как бы со стороны,
тело, которое не только болит, но на части рвется. А при этом мое ``Я'' было
светящейся спокойной единицей, которая находится где-то рядом с телом, но не
то что вплотную с ним не связано, а вообще вечно, и сделать с ним никто уже
ничего не может. В этот момент я получил самый глобальный опыт в этой
жизни... После этого я понял, что я солдат''.*
Выйдя из психушки, Егор оказывается почти в полной изоляции. Единственными,
кто не боится с ним сотрудничать оказываются братья Лищенко (Женя ``Эжен'' и
Олег ``Бебик''). Егор принимает участие в записи альбомов их группы ``Пик и
Клаксон'': ``Лечебница'', ``С Новым Годом!'' и ``Лишние Звуки''.
Весной 1987 года Егор Летов и братья Лищенко с проектом ``Адольф Гитлер''
самовольно приезжают на 1 Новосибирский рок-фестиваль. В программе фестиваля
возникла дыра из-за отсутствия ``Аукцыона'' и ``Звуков МУ'', которым в
последний момент отказали, поставив под сомнение их ``благонадежность''. Это
окно заполнил ``Адольф Гитлер'', который выступил под вывеской ``Гражданской
Обороны''. Пока организаторы оправлялись от нервного шока, группа успела
отыграть 25 минут. Этот концерт считается первым большим концертом ГО. На
фестивале Егор знакомится с Янкой Дягилевой, Димой Кузьминым ``Ч╠рным
Лукичем'' и некоторыми другими новосибирскими рок-деятелями. Сразу после
фестиваля, все они шумной компанией едут в Омск.
Братья Лищенко снабдили Егора почти всей необходимой для записи аппаратурой
и в мае-июне 1987 года он в одиночку записывает 5 альбомов: ``Красный
Альбом'', ``Мышеловка'', ``Хорошо!!'', ``Тоталитаризм'', ``Некрофилия'', на
каждый из которых у него уходило около 3-х дней.
Но после фестиваля у Летова опять начались проблемы с властями и ему
пришлось ``эмигрировать'' на запад родной страны. Около года они вместе с
Янкой вкушали прелести бродяжьей жизни, но при любых возможностях давали
концерты. На Семфиропольском рок-фестивале они знакомится с Ромычем
Неумоевым, который приглашает их посетить Тюмень. И осенью в душной каморке
какой-то тюменской ПТУ-шной общаги был записан совместный альбом
``Инструкции по Выживанию'' и ``Гражданской Обороны'' - ``Инструкция по
Обороне''. В его записи принимали участие: Ромыч Неумоев, Егор Летов, Саша
Ковязин (ИПВ), Юра ``Шапа'' Шаповалов (ИПВ), Артур Струков (``Культурная
революция''), Кирилл Рыбьяков (``Крюк'') и Владимир ``Джаггер'' Медведев
(``Центральный Гастроном'').
В декабре 1987 года, когда все более-менее утряслось Егор возвращается в
Омск и через месяц приступает к записи альбома ``Все идет по плану''. Кузя
Уо к этому времени уже вернулся из доблестных красноармейский рядов, но
никак не мог прийти в себя. Так что ``Все идет по плану'', ``Так закалялась
сталь'' и ``Боевой стимул'' Летов записывал фактически один, хотя Кузя Уо и
Манагер оказывали посильную помощь. Тогда же записываются проекты Димы
Кузьмина ``Ч╠рного Лукича'' - ``Эрекция лейтенанта Киреева'', ``Кучи в
ночи'' и ``Кончились патроны'' (состав: Черный Лукич, Егор Летов, Кузя Уо).
С весны 1988 года у ГО начинается активная концертно-гастрольная жизнь. В
апреле ``Гражданская Оборона'' (состав: Егор Летов - барабаны, вокал,
Дмитрий Селиванов - гитара, Джон Дабл - бас, Манагер - вокал) выступила на
втором Новосибирском рок-фестивале, в июне - на Тюменском фестивале
альтернативной и леворадикальной музыки (состав: Егор Летов - бас-гитара,
вокал; Манагер - вокал; Игорь ``Джеф'' Жевтун - гитара; Аркаша Климкин (экс
``Ассоциация Пых) - барабаны), а в сентябре - на Вильнюсском панк-фестивале
(состав: Летов - бас, вокал; Джеф - гитара; Климкин - барабаны). На этом
фестивале ГО была единственной русскоязычной группой.
В октябре группа (состав: Летов - вокал, Джеф - гитара, Игорь Староватов
(экс ``Ассоциация Пых'') - бас, Климкин - барабаны) собирается в
Новосибирске с целью сыграть несколько концертов и записать студийный
альбом. Был дан концерт в общежитии ╪ 5 Академгородка., но альбом записать
не удалось.
В декабре ГО в том же составе едет в Москву, на фестиваль ``СыРок'', где
знакомится с представителями французской компании ``Антенна''. В начале
января 1989 ГО дает несколько концертов в Новосибирске. За нарушение
дисциплины из группы удаляется Игорь Староватов. А в конце января ГО
(состав: Летов, Джеф, Климкин) и Янка отправляются в Питер, где в это время
французскими журналистами снимается фильм о рок-жизни в Советском Союзе. Их
питерский концерт входит в этот фильм. ГО вступает в Ленинградский рок-клуб.
В феврале ГО и Янка выступают в Москве и на харьковском рок-фестивале. В
марте Джеф объявляет о своем уходе из группы и в апреле в Симферополе играет
прощальный концерт. Между концертами в ГрОб-студии записываются
многочисленные альбомы проекта Летова, Кузи Уо и Манагера ``Коммунизм''. В
июне на новосибирском концерте, посвященном памяти Дмитрия Селиванова, на
сцене появляется Кузя Уо с бас-гитарой в руках, который до этого в
концертной деятельности ГО участия не принимал. В составе Летов - Кузя Уо -
Климкин, группа выступает на 7 фестивале ленинградского рок-клуба. В июле на
киевском концерте вновь появляется Джеф. Затем ГО возвращается в Ленинград,
в надежде записать очередной студийный альбом. Поиски подходящей студии не
увенчались успехом и тогда вс╠ необходимое для записи (в том числе и
репетиционную точку ) бескорыстно предоставила группа ``Аукцыон''.
Результатом явился записанный в живую альбом ``Песни радости и счастья'' и
другие песни, позднее вошедшие в различные сборники. ``...тесное знакомство
с фирменно-бесценным скарбом окончательно и бесповоротно похоронило мои
беспечные идеи и смутные нелепые надежды на осуществление моих ГрОб-овских
замыслов на ``хорошем'' аппарате и вернуло меня самым суровым и непримиримым
образом в лоно ``ГрОб-Records''.* ГО отбывает в Омск для записи альбомов
``Здорово и вечно'', ``Армагеддон попс'', ``Война'', ``Русское поле
экспериментов'', а также нескольких сборников, каковые и увидел свет в
октябре 1989 года. После короткого отдыха группа отправляется (в конце
октября же) в Москву на очередной концерт, а в начале ноября уже в
Ленинграде записывает песню ``Новая правда'' на передвижной студии ``Next
Stop Rock'n'Roll'', в последствии вышедшей на кассете в Дании. Затем по
просьбе русской диаспоры г. Таллинна играют там концерт. В декабре ГО
выступает в Барнауле, а в феврале 1990 года в ДК МЭИ в Москве. В апреле
проходят концерты в Киеве.
13 апреля 1990 года ``Гражданская Оборона'' объявляет о своем самороспуске и
дает последний концерт в Таллинне. ``В 1990 году я понял, что необходимо
либо выскочить из этого потока, либо невиданным усилием воли обратить его
течение в другую сторону, ибо в восприятии нашего творчества началась самая
настоящая инерция, имеющая к тому же коммерческий характер...''* Летом в
Омске записывается альбом ``Прыг-Скок или детские песенки'' (в записи
принимают участие: Егор Летов, Игорь Жевтун, Кузя Уо и Юлька Шерстобитова ).
Это первый альбом группы вышедший сначала на виниле, а затем на
компакт-диске. В это же время на виниле выходят два сборника: ``Попс'' и
``Все идет по плану''.
После записи ``Прыг-Скока'' начались метафизические поиски, которые
продолжались до 1992 года. Летов лег на дно. Перестал давать интервью и на
все предложения со стороны организаторов концертов отвечал решительным
отказом. ``Я разрабатывал те принципы, которые были заложены в песне
``Прыг-скок'', и доводил их до полного логического завершения. Таким
завершением явился альбом ``Сто лет одиночества''. Эти поиски были связаны с
ЛСД, с медитацией, с дыханием и со всевозможной трансцендентной работой.
Окончание этого периода совпало с октябрьскими событиями. Тогда мне
окончательно стало ясно, что нужно опять возвращаться в жизнь, в
реальность.''*
И вот после трехлетнего перерыва 19 декабря 1993 года ``Гражданская
Оборона'' (состав: Егор Летов, Константин Рябинов), ``Инструкция по
Выживанию'' и Манагер принимают участие в акции ``Руководство к действию'',
проводимой в рамках фестиваля современного искусства ``Русский прорыв'',
которая состоялась в столичном ДК им. Горького. Фестиваль организовали
редакция газеты ``Завтра'' и право-радикальная партия. В программе акции
были заявлены: пресс-конференция, концерт и банкет. До концерта дело, к
сожалению, не дошло. Маленький дворец культуры не мог вместить всех желающий
(их пришло около 3 тысяч). Разгоряченные поклонники разнести окна и
застекленные двери, забросали камнями трамваи и проезжающие машины. Для их
усмирения был вызван ОМОН. После этой акции возникает движение ``Русский
прорыв'', в которое вошли: ``Гражданская Оборона'', ``Инструкция по
Выживанию'' и ``Родина'' (группа Манагера). В рамках ``Русского прорыва'' ГО
(состав: Егор Летов - вокал, Костя Рябинов - гитара, Джеф - гитара, Аркаша
Кузнецов (ИПВ) - бас, Александр Андрюшкин (``Кооператив Ништяк'', ИПВ) -
барабаны) совершает турне по стране. Концерты: в 12 и 14 февраля в Тюмени,
10 и 12 апреля Киеве, 15 апреля Луганске, 20 апреля в Ростове-на-Дону, 27
мая в московском Дворце спорта ``Крылья Советов'', 2 и 3 июня в
Ленинградском Дворце Молодежи.
Осенью-зимой 1994 года проходит второй тур ``Русского прорыва''. В ноябре
``Оборона'' выступает в Воронеже и Норильске.
8 декабря в московском ДК Бронетанковых войск ``Гражданская оборона''
(состав: Егор Летов - вокал, Костя Рябинов - гитара, Джеф - гитара, Евгений
Кокорин (ИПВ) - бас, Александр Андрюшкин - барабаны) отметила свое 10-летие.
Концерт был примечателен тем, что отказалась работать почти вся аппаратура -
выключился микрофон Егора, не было слышно гитар - ни Кузьмовской, ни
Джефовской, звучали только бас и барабаны. Но ``обороновцы'' не дрогнули и
держались на сцене так, как будто все в полном порядке. Егор пел в молчащий
микрофон, Кузьма и Джеф били по струнам гитар, а недостаток звуков с лихвой
восполнял хор из зала. При полном отсутствии нормального звучания группа на
ура отыграла всю программу и еще исполнила две песни на бис. Первыми
словами, вернувшегося в гримерку Егора были: ``Это самый лучший концерт в
моей жизни! Я всегда говорил, что ``Гражданская Оборона'' не музыкальная
группа!''. Этот концерт и все ему предшествующее (интервью с Летовым, проезд
до ДК, настройку и т.д.) снимало голландское телевидение. В декабре Егор
Летов вместе с Романом Неумоевым (ИПВ) и Сергеем Жариковым (ДК) дали
интервью заместителю главного редактора газеты ``Завтра'' Владимиру
Бондаренко.
Летом 1995 года ГО (состав: Егор Летов, Константин Рябинов, Игорь Жевтун,
Евгений Махно и Анна Волкова) приступила к записи альбомов ``Солнцеворот'' и
``Невыносимая легкость бытия'', которые вышли в 1997 году на московской
фирме ``ХОР''. Эта же фирма выпустила первую авторизированную коллекцию
``Гражданской Обороны'' на 8 кассетах.
В конце лета 1997 года ГО дает концерты в Новосибирске, Томске,
Санкт-Петербурге и Москве.
(*) Егор Летов
Примечание. Элла К., об истории текстов (из переписки): ``Статьи о сиброке (
ИПВ, Черный Лукич и Гр.Об. -- прим.ред.) я писала для какой-то мифической
рок-энциклопедии, которая должна была выйти на CD, но, кажется так и не
вышла. По крайней мере, мне ничего об этом не сообщили и обещанный гонарар
не заплатили. Интервью с Аркашей Кузнецовым я брала для себя. Оно нигде не
опубликовано.''
Элла Кацмельбоген
:ЛЕНИН:
-- наверх --
|